Один из ключевых компонентов синдрома Аспергера и аутизма - слепота к
невербальным сообщениям других людей. Эта слепота переводится в
нехватку эмоциональной взаимности или живого отклика. В конце концов,
как могут больные ответить, если они не получают сообщение? Вы улыбаетесь, а
больной смотрит на вас с пустым взглядом. Вы хмуритесь, но выражение
лица больного не изменяется. Это - признак аутизма. Повторите то же
самое со здоровым человеком, и он будет инстинктивно подражать вашим
эмоциям.
Большая часть этой нашей способности подражать другим является врожденной - она заранее предустановлена в наших мозгах и появляется в раннем детстве.
Но что же происходит после изучения ребёнком изначальной реакции и
способа, который с помощью невербальных сообщений объединяет людей в
общество.
Люди
с аутизмом всегда стоят отдельно, ведь они не получают эмоциональных
сигналов от других людей, вызывающих ответ и начинающих процесс
обучения. Поэтому даже при том, что они могут изучить многие социальные
взаимодействия, они отдалены от общества. Они всегда неуклюжи, потому
что слепы к спусковым механизмам, которые срабатывают автоматически у
здоровых людей.
Нечто подобное происходит и с современными подростками, однако совсем по другой причине.
Сегодняшние
дети проводят все больше времени перед компьютерами, и все большее
число коммуникаций становится электронными. За каждую минуту,
проведенную перед компьютером, теряется одна минута взаимодействия с
другими людьми. В результате, сегодняшние дети не изучают тонкости
невербального взаимодействия. Время их личного взаимодействия не
достаточное, чтобы приобрести необходимые навыки.
Они
улыбаются, когда кто-то улыбается им, потому что так заложено природой.
Однако, они не знают, что делать дальше. Они не изучают тонкости
взаимодействия лицом к лицу в нашем обществе. Мы говорим "наше
общество", потому что тонкости межличностных взаимодействий сильно
отличаются между обществами и культурами, и что грубо для вас, может
являться нормальным поведением на другом краю мира. Однако без контакта
лицом к лицу как сегодняшние дети могут изучить это?
Вместо этого многие из сегодняшних подростков
изучают тонкости передачи текстовых сообщений и электронной почты. Они
говорят: с помощью электроники я могу связаться с целым миром, и это в
некотором смысле правда. Проблема в том, что электронная связь может
появиться за счет ущемления изучения того, как действовать на свидании,
в группе, на вечеринке. А ведь это жизненные навыки, в которых
нуждается каждый молодой человек.
Прошлое поколение тратило большую часть своей жизни, пытаясь справляться со взаимодействием лицом к лицу с другими людьми.
Для них удивительно, что дети сегодня могут небрежно игнорировать
навыки, над которым они работали столь усердно. А ведь это - такая
коварная вещь... подростки даже не видят, что она происходит. Но она
происходит. Это - пластичность мозга в действии. Наши мозги создают
нервные пути, которые мы используем, и сокращаем те, которые мы
игнорируем. Вчера эти пути привели бы к вашему другу по соседству, к
девушке из соседнего класса, или на деревню к дедушке. Завтра эти пути
приведут через Xbox к некоторому игроману из Китая, а через Blackberry к аналогично мыслящему человеку из Канады.
Физическая связь и навык, чтобы развивать и поддерживать её, исчезают. Действительно ли обмен является равноценным?
Люди с синдромом Аспергера
часто имеют большой успех, общаясь при помощи писем, так как их
ограниченная способность отвечать на невербальные реплики не имеет
значения в письменной области. Ведь читатели
не могут видеть их лица... Они читают только слова. Они благодарны, что
они могут писать в ясной и членораздельной манере. Это даёт им благо
коммуникации, которым они никогда, возможно, не наслаждались иначе.
Однако
для большинства письменного взаимодействия недостаточно. Они одиноки и
хотят присоединиться к человеческому сообществу. А это можно сделать
только с помощью личного присутствия.
Возможно, интеграция электронных
коммуникаций в наши жизни ускорила новый эволюционный шаг, и способ,
которым завтрашние взрослые будут взаимодействовать друг с другом,
будет существенно отличается от пути, которым шли их предки.
Интересно, как это им удастся.
Идея
о том, что "компьютеры ускоряют эволюцию", заставляет многих
чувствовать себя неуютно, и в то время как мы встраиваем компьютерные
коммуникации в наши мозги, это чувство преследует нас.
По материалам Psychology Today
|